среда, 18 апреля 2012 г.

Критичный взгляд на искусство

В журнале "Наука и жизнь" (№3,2012, с.95) Наталья Карпушина в статье "Странности картин" рассматривает полотно Дирка Баутса «Христос в доме Симона» с точки зрения геометрии и находит несоответствия изображенных предметов точной науке.

Создавая живописные полотна, художники случайно или намеренно зачастую пренебрегают законами геометрии. Один из примеров — полотно Дирка Баутса «Христос в доме Симона», которое мы предложили рассмотреть с пристрастием . На нём можно обнаружить немало «ошибок», несоответствий и даже нереальных объектов.

В глаза бросается нарушение пропорций. К примеру, у монаха справа голова несоразмерна остальным частям тела — слишком большая. Странно выглядят руки человека рядом с ним, кажется, они вообще разной длины.
Имеются проблемы с линейной перспективой. Персонажей, стол и предметы на нём, некоторые детали, стены и пол комнаты, даже колонны и пейзаж вдали — всё это мы видим с разных точек. Создаётся впечатление, будто их рисовали порознь, в разной перспективе и после соединения в одно целое они оказались не связаны друг с другом.
Слева неправильно изображены части проёма, к которым крепятся основание и капитель декоративной колонны : линии их верха и низа должны быть соответственно параллельны, однако они скрещиваются, превращая всю конструкцию в невозможную фигуру. Необычно выглядит и сама колонна — линии основания сильно искривлены, а вот колонна на заднем плане такого изъяна лишена.
Наконец, недостатком, опять-таки с точки зрения геометрии, можно назвать "перебор" ножек у изображенного на переднем плане стола. Внутренние подпорки явно лишние. На гладком полу стол и без них будет стоять твёрдо за счёт имеющихся параллельных опор, поскольку две параллельные прямые однозначно задают плоскость и фиксируют её положение в пространстве.


Комментариев нет:

Отправить комментарий